8.1. Составление резюме

Составление резюме

 

РЕЗЮМЕ: ВАЖЕН ПЕРВЫЙ ШАГ

РЕЗЮМЕ - ВАША ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА НА РЫНКЕ ТРУДА, одно из самых эффективных средств саморекламы и самомаркетинга.

Резюме – документ, представляющий собой краткую историю карьеры и описание профессионально важных качеств.

Резюме оставляется или высылается работодателям для предварительного ознакомления и принятия ими решения о приглашении вас не интервью. Резюме используется при трудоустройстве в большинстве зарубежных и отечественных коммерческих фирм.

Резюме должно красиво выглядеть. Ведь это первое впечатление от Вашей персоны, которое получает работодатель.

 

1. Цель резюме - привлечь внимание потенциального работодателя. Поэтому резюме должно удовлетворять следующим требованиям:

 

  • Краткость – объем текста равен одной странице.
  • Уместность – пишите только о том, что имеет отношение к работе, избегайте ненужных деталей и подробностей.
  • Правдивость – предоставляйте только ту информацию, которую вы можете полностью подтвердить.
  • Позитивный характер – создавайте благоприятное впечатление, подчеркивайте положительные качества и сильные стороны, перечисляйте успехи.
  • Систематичность – излагайте информацию последовательно, не допускайте пропусков во времени.
  • Уникальность – пишите о том, что характеризует Вас как специалиста, отличает вас от большинства других кандидатов на должность.
  • Хороший стиль изложения – пользуйтесь точными формулировками, избегайте непонятных сокращений и жаргонизмов.
  • Грамотность.

 

При написании резюме следует исходить из принципа избирательности, отбирая информацию для резюме согласно его целям.

 Задача человека, пославшего резюме - добиться, чтобы читающий захотел встретиться с ним лично.

Резюме включает в себя следующие пункты:

  • Имя, адрес, номер телефона (включая код города).
  • Цель — краткое описание того, на получение какой должности  претендует человек.
  • Опыт работы.  Трудовой опыт  указывается в обратном хронологическом порядке (сначала указывается последнее место работы). Необходимо указать даты начала и окончания работы, наименование организации, название должности, должностные обязанности и имевшие место производственные достижения.
  • Образование (чем больше прошло времени после окончания учебного заведения, тем меньше места этот пункт должен занимать в резюме). Для выпускников этот пункт обычно помещают перед предыдущим, так как опыт работы, если он есть, менее значителен. Можно отдельным пунктом включить повышение квалификации, которое подчеркивает повышение профессионализма.
  • Профессиональные умения и навыки. Перечислите имеющиеся у вас профессиональные знания, умения и навыки, необходимые для квалифицированного выполнения обязанностей специалиста, на должность которого Вы претендуете, а также производственные достижения.
  • Дополнительная информация — владение иностранными языками, компьютером, языками программирования, наличие водительских прав, собственного автомобиля и т.п. Можете указать свои положительные качества, которые Вам помогут успешно выполнять свои предполагаемые обязанности.

Информация, которую не следует включать в резюме:

  • Всю трудовую биографию подробно. Работодателя интересуют период работы  не более 10 лет.
  • Физические данные.
  • Фотографию (чтобы первое впечатление о кандидате сформировалось на основе личного общения).
  • Причины ухода с работы.
  • Свои требования к зарплате.
  • Имена рекомендателей (такой список можно подготовить отдельно, идя на собеседование).
  • Личные проблемы, которые не стоит подчеркивать и в личном разговоре с работодателем.

8.2. Подготовка к собеседованию

Подготовка к собеседованию

 

Обращение к работодателю по телефону

Цель звонка - добиться приглашения на собеседование.

 

Основные типы звонков при поиске работы:

  • Звонок в ответ на объявление работодателя;
  • Звонок по рекомендации;
  • Поисковый телефонный звонок
  • Телефонный звонок, следующий за письменным обращением в организацию.

 

Общие рекомендации

  • Для успешного телефонного звонка нужен соответствующий настрой и подходящая обстановка. Создайте такую обстановку, чтобы Вам хорошо было слышно работодателя и не отвлекали посторонние звуки.
  • Подготовьте все необходимое.
  • Помните, что инициатива должна исходить от соискателя, если чувствуете себя неуверенно, то лучше тщательно подготовьтесь к разговору, подумайте, что и как Вы будете говорить, набросайте план беседы, попытайтесь наметить ответы на вероятные вопросы.
  • Положите перед собой резюме и всю имеющуюся информацию о вакансии.
  • Помните, телефонный разговор с работодателем это диалог, а не монолог. Не старайтесь говорить на одном дыхании заранее заученный текст, так как на простейший вопрос Вы не сможете дать внятного ответа.
  • Перед тем, как звонить оденьтесь в деловом стиле, даже если Вы звоните из дома. Доказано, что внешний вид отражается на внутреннем состоянии, собранности.
  • Не курите и не жуйте во время разговора, это ощущается собеседником на слух. Так как на Ваш голос оказывает влияние то, как Вы сидите, сядьте прямо, не облокачивайтесь.
  • Готовясь к разговору и ведя разговор, четко представьте его цель - получить приглашение на собеседование.
  • Вы должны сразу же представиться и постараться завоевать интерес работодателя к себе.
  •  

Этапы поискового телефонного звонка:

1. Выход на человека, принимающего решение о приеме кадров (а не просто владеющего информацией о вакансиях). Узнайте имя того человека, который отвечает за набор кадров. Если Вы преждевременно раскроете цель своего звонка первому, кто снял трубку, то ответ почти всегда будет отрицательным. Если Вы попали на секретаря, лучше попросить, чтобы Вас соединили со специалистом, занимающимся подбором кадров, сказав, что Вам надо “переговорить лично”. Не соглашайтесь на разговор с другим абонентом. Если специалиста нет на месте, лучше выяснить, когда он вернется и перезвонить в это время.

2. Подайте себя привлекательно. Необходимо во время разговора правильно подать себя: обратиться к работодателю по имени отчеству и представить свою домашнюю заготовку (краткое сообщение о Вашем образовании, квалификации, опыте работы, профессиональных и личных качествах, профессиональных интересах). Постарайтесь, чтобы рассказ был не очень длинным, но интересным и привлекающим внимание. Главное здесь - вызвать интерес и договориться о встрече.

3. Объясните цель звонка: “Я хотел (а) бы с Вами встретиться на случай, если в ближайшем времени...”.

 

Некоторые аспекты построения разговора

  • Если Вы не знаете, есть ли на предприятии интересующая вакансия, не надо с самого начала спрашивать: "Вам требуется...?", потому что можно услышать отрицательный ответ, после которого разговаривать будет уже бессмысленно. Лучше постараться задавать вопросы, на которые собеседнику трудно будет ответить "нет".
  • Старайтесь на отвечать на вопросы односложно,  например: "У Вас есть опыт работы?" - "Нет". Лучше сказать, что у Вас маленькая практика, но Вы человек коммуникабельный, легко и быстро обучаетесь.
  • Если Вам не удалось добиться успеха с первой попытки, постарайтесь выяснить, можете ли Вы обратиться в другое время или к другому человеку. Будьте настойчивы! Спросите о других возможностях, например, договоритесь о том,  на чье имя направить резюме.
  • Вежливо завершите разговор.

 

Поведение на собеседовании

  1. Представьтесь в начале собеседования.  Поинтересуйтесь, как зовут собеседника.
  2. Держите зрительный контакт.
  3. Внимательно выслушивайте вопросы, не перебивайте.
  4. Если Вы не уверены, что поняли вопрос, не стесняйтесь уточнить («Правильно ли я понял, что ...»).
  5. Отвечайте по существу, избегайте многословия.
  6. Отвечая, будьте объективны и правдивы
  7. Столкнувшись с необходимостью давать негативную информацию о себе, не отрицайте фактов, которые соответствуют истине, но обязательно старайтесь сбалансировать их позитивной информацией о себе.
  8. Держитесь с достоинством, старайтесь не производить впечатление неудачника или бедствующего человека.
  9. Задавая вопросы, интересуйтесь содержанием работы и условиями успешного ее выполнения.
  10. Обязательно уточните, как Вы узнаете о результате, постарайтесь обговорить право позвонить самому.
  11. Завершая собеседование, не забудьте об обычных правилах вежливости.

 

СОБЕСЕДОВАНИЕ – НАИЛУЧШИЙ СПОСОБ ПОКАЗАТЬ РАБОТОДАТЕЛЮ СВОИ ЛУЧШИЕ КАЧЕСТВА.

 

СПИСОК НЕКОТОРЫХ ВОПРОСОВ, КОТОРЫЕ НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮТСЯ НА СОБЕСЕДОВАНИИ

 

  • Почему вы обратились о приеме на работу именно по этой профессии?
  • Что вы знаете об этой работе или о нашей организации (фирме)?
  • Почему вы выбрали именно эту карьеру?
  • Что вы будете делать, если… (далее обычно следует описание какой-либо критической ситуации)?
  • Как вы могли бы описать самого себя?
  • Что вы хотите рассказать о себе?
  • Каковы ваши сильные стороны?
  • Каковы ваши основные слабости?
  • Какого типа работу вы больше всего любите делать?
  • Каковы ваши интересы вне работы?
  • Какого типа работу вы не любите делать?
  • Какие достижения или результаты работы доставляют вам наибольшее удовлетворение?
  • Каково состояние вашего здоровья?
  • Что вам нравилось больше всего, а что меньше всего на прошлой работе?
  • Почему вы оставили свою прежнюю работу?
  • Какое отношение имеют ваше образование или опыт трудовой деятельности к данной работе?
  • На какие изменения в вашей профессиональной карьере и жизни вообще вы рассчитываете?
  • Каковы ваши цели в жизни?
  • Чем вы надеетесь заниматься через 5-10 лет?
  • На какую зарплату вы рассчитываете?

 

СПИСОК НЕКОТОРЫХ ВОПРОСОВ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ЗАДАТЬ ВАМ РАБОТОДАТЕЛЮ

 

  • Как будет примерно выглядеть мой рабочий день?
  • Кому я буду непосредственно подчиняться?
  • Могу ли я с ним встретиться?
  • Будет ли кто-то в подчинении у меня?
  • Могу ли я с ним встретиться?
  • Насколько важна эта работа для организации (фирмы)?
  • Какие имеются возможности для служебного или профессионального роста?
  • Почему это место оставил прежний работник?
  • В чем состоит главная проблема (задача, цель) данной работы?

 

Все ваши убеждения – установки хороши, но не все из них полезны и эффективны в данной конкретной ситуации

1.  УСТАНОВКА «МЕНЯ ВСЕ РАВНО НЕ ПРИМУТ»

РЕЗУЛЬТАТ: Если вы убеждены, что цель недостижима, то прикладывать усилия к тому, чтобы ее достичь, бессмысленно. Встречаясь с самым минимальным препятствием, вы не пытаетесь продумать, как его обойти.

2.  УСТАНОВКА «МЕНЯ ВСЕ РАВНО ВОЗЬМУТ»

РЕЗУЛЬТАТ: Если вы действуете, исходя из такого убеждения, то обычно вы не замечаете препятствий на своем пути. Достижение цели требует усилий, учета обстоятельств, сообразительности, быстрой реакции, но зачем все это если «меня все равно возьмут».

3.  УСТАНОВКА «МЕНЯ ОБЯЗАТЕЛЬНО ВОЗЬМУТ НА РАБОТУ, ЕСЛИ Я ДОКАЖУ РАБОТОДАТЕЛЮ СВОЮ ПОЛЕЗНОСТЬ И НУЖНОСТЬ; ПРОДЕМОНСТРИРУЮ СВОИ ЛУЧШИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА»

РЕЗУЛЬТАТ: Работодатель, объявив о свободном месте, получает выбор из нескольких кандидатур. Следовательно, я должен доказать, что моя кандидатура наиболее подходящая.

 

СОВЕТЫ, КОТОРЫЕ ВАМ ПОМОГУТ УСПЕШНО ПРОЙТИ СОБЕСЕДОВАНИЕ:

  • Составьте список всего того, что вам может понадобиться на собеседовании, начиная с паспорта и заканчивая ручкой и чистой бумагой;
  • Все документы и их копии уложите в приличную папку, на которой вы можете написать свою фамилию и телефон, по которому с вами можно связаться;
  • Хорошо выспитесь ночью;
  • Лучше всего одеться так, как принято в организации, в которую вы идете, а если вы этого не знаете, то ваша одежда должна быть достаточно официальной, но не броской, без экстрамодных аксессуаров;
  • Будьте вежливы, спокойны, внимательны.

ГЛАВНОЕ, ЧТО ВЫ ДОЛЖНЫ ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ НА СОБЕСЕДОВАНИИ, ЭТО ЗАЧЕМ ВЫ НУЖНЫ ДАННОЙ, КОНКРЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ПОЧЕМУ ИМЕННО ВЫ.

 

ПРИЗНАКИ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ВАС НАСТОРОЖИТЬ, КОГДА ВЫ УСТРАИВАЕТЕСЬ НА РАБОТУ

  1. Объявления об одних и тех же либо родственных вакансиях публикуются компанией регулярно (периодичность варьируется от 1 недели до 6 месяцев).
  2. Компания не указывает своего названия и ответственных лиц.
  3. Для встреч используется вечернее время, либо выходные и праздничные дни.
  4. Критерии отбора и требования к кандидатам  не оглашаются.
  5. После прохождения тех или иных процедур отбора вы не получаете собственных результатов или с вас берут за это деньги.
  6. Вам предлагают выполнить домашнее задание, требующее специальных знаний, методик, переработки больших объемов информации, творческих и интеллектуальных усилий. Очень часто такие задания связаны с разработкой конкретных мероприятий, процедур, планированием деятельности, оценкой перспектив, анализом ситуации, прогнозами.
  7. Домашнее задание носит рискованный характер. Например, вам предлагают собрать информацию о конкурентах, их услугах и т.п.
  8. На вопрос о компенсациях ваших затрат или об оплате вашего труда отвечают уклончиво либо обещают компенсировать их в случае найма.
  9. Вам предлагают поработать несколько дней без оплаты и оформления трудовых отношений.
  10. Вам  предлагают недели 2-3 поработать за половину оклада на условиях срочного трудового договора.
  11. При вас (случайно) обронили фразу, что есть иные сильные кандидаты в большом количестве.
  12. Вам прозрачно намекнули, что в компанию легче войти, чем выйти.
  13. Вы сталкиваетесь с увольняемыми сотрудниками, у которых «кислое» выражение лица и они отказываются называть причины ухода или рассказывать о работе.
  14. Штатные работники не идут на контакт и держатся отчужденно.
  15. Вы испытываете дискомфорт и вам хочется уйти.
  16. Вам обещают позвонить и не звонят.
  17. С момента последнего контакта прошло более 2х недель и вы сами пытаетесь узнать о результатах.
  18. После того, как вы с большим трудом дозвонились, компания с трудом вспоминает кто вы такой и что вам нужно.

 

КАЧЕСТВА И ПРИЧИНЫ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ НАЙТИ РАБОТУ

Профессиональные качества:

  • Высокая профессиональная квалификация;
  • Аккуратность и пунктуальность в работе;
  • Хорошее состояние здоровья.

Личные качества:

  • Находчивость;
  • Коммуникабельность;
  • Дружелюбие;
  • Терпеливость;
  • Упорство в достижении цели;
  • Вежливость, деликатность;
  • Уравновешенность;
  • Честолюбие;
  • Опрятность и чистоплотность.

 

КАЧЕСТВА И ПРИЧИНЫ, КОТОРЫЕ МЕШАЮТ ПОИСКУ РАБОТЫ

Профессиональные качества:

  • Низкая квалификация;
  • Отсутствие интереса к предлагаемой работе;
  • Заинтересованность только в высокой заработной плате;
  • Сверхквалифицированность для предлагаемой работы;
  • Плохие деловые качества.

Личные качества:

  • Самомнение – я все знаю;
  • Недостаток учтивости;
  • Нерешительность;
  • Плохое чувство юмора;
  • Циничность;
  • Низкий моральный уровень;
  • Узкий круг интересов;
  • Неряшливость;
  • Физические недостатки, препятствующие исполнению трудовой функции.

8.3. Имидж - одна из составляющих процесса трудоустройства

Имидж - одна из составляющих процесса трудоустройства

 

МОЙ ИМИДЖ.

 

Имидж - образ, который человек себе создает, чтобы вызвать определенное впечатление у другого человека или группы людей.

Собственным имиджем можно и нужно руководить. Это не означает принятия чужой  для себя роли в угоду другим людям. Ничто так не вредит репутации человека как фальшь и неискренность. Искусство управления имиджем заключается в обретении индивидуального стиля, созданного на основе личной уникальности с учетом требований значимой социальной среды.

Первое впечатление создается буквально за 10-15 минут знакомства  и часто имеет решающее значение. Если первое впечатление о человеке благоприятно, то дальнейшее его поведение несколько переоценивается, его ошибки не так замечаются, а достоинства преувеличиваются. Негативной же впечатление, напротив, направляет внимание человека в сторону восприятия отрицательных черт человека, несмотря на его реальные позитивные поступки. Помните об этом, когда общаетесь с работодателями в процессе трудоустройства.

 

 «Ловушки», которые могут подстеречь вас при создании позитивного имиджа:

 

Неинформированность – отсутствие необходимых знаний, о том, что такое имидж и как им управлять

Пассивность – отсутствие действий, убеждение в том, что от тебя ничего не зависит имидж создается сам по себе.

Ложная скромность- нежелание заявить о себе и  о своих достоинствах

Поиск одобрения – желание понравиться всем

Самоуверенность – убежденность в том, что «человек сам о себе все знает»

Измена самому себе – формирование неестественного для себя образа.

Нетерпеливость – стремление получить все и сразу.

 

И помните

Удачный имидж это долгосрочный вклад в профессиональный и личный успех

Сначала вы работаете на имидж, затем он работает на вас.

На что мы обращаем взимание, когда начинаем общаться с человеком?

Первое впечатление о человеке формируется через ту информацию, которая поступает к нам с помощью глаз - внешний вид, язык тела, затем — через аудиальную информацию - интонации, темп речи и тембр голоса и далее — содержанием слов, которые произносит человек.

При передаче образа все эти каналы используются человеком, но иногда не осознаются, и поэтому чаще всего при подготовке к собеседованию человек прорабатывает информационно-содержательный канал (что сказать о себе, как ответить на вопросы). Для создания правдивого образа необходимо, чтобы информация, передаваемая по всем трем каналам (визуальному, аудиальному, содержательному), не была противоречивой.

 

Как воспринимается информация по всем трем каналам.

 

1.  ВИЗУАЛЬНЫЙ КАНАЛ.  Что мы в человеке видим, когда знакомимся с ним?

Прежде всего, мы обращаем внимание на внешности одежда, фигура, лицо, аксессуары, вещи - портфель, часы, бумаги.

Другой важный источник информации о человеке - это, так называемый, язык тела. Язык тела включает в себя разные характеристики:

  • Ваша осанка
  • Некоторые жесты (указания, поцелуи, рукопожатия) совершаются сознательно. Другие (потирание носа, постукивание ногой) представляют собой неосознанные действия. Каждый день Вы выполняете сотни жестов, которые показывают, как Вы себя чувствуете, и посылают сигналы другим.
  • Улыбка — очень ценная вещь. Помните, что поведение порождает поведение, и когда Вы кому- нибудь улыбаетесь, у этого человека моментально становится лучше на душе.
  • Устойчивый зрительный контакт с человеком.
  • Характер взаимодействия предполагает и соответствующую дистанцию, это необходимо помнить во время собеседования. Если Вы хотите поддерживать деловое взаимодействие, одинаково нерационально держаться от собеседника на большом расстоянии и подходить к нему вплотную.

 

2.  АУДИАЛЬНЫЙ КАНАЛ

Теперь рассмотрим, как характеристики речи влияют на взаимоотношения. Наш голос - это второе лицо. Он может рассказать всем о нашем самочувствии, здоровье, напряженности, образовании, откуда мы родом.

 

3.  ИНФОРМАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КАНАЛ

Ваше сообщение о себе необходимо продумать накануне. Оно не должно быть очень большим — несколько предложений, но четких и емких, грамотно построенных, отражающих Ваши плюсы как профессионала.

Яндекс.Метрика
Сделать бесплатный сайт с uCoz